главная

биография

творчество

координаты

фотоальбом

интервью

Радиопрограмма SWF II Германия.

Михаил Сокольский: "человек европейского будущего": Радиопрограмма SWF II Германия. Литературный раздел, редактор: Г.Адлер, май 1993 года.

О. Диктор:
Стихи, которые Вы только что услышали в русском оригинальном
исполнении и на немецком языке в переводе автора этой передачи,
завершают антологию стихов русского поэта Георгия Садчикова,
вышедшую на двух языках. В сборнике содержатся стихи, отобран-
ные самим поэтом, которые были написаны с 1969 по 1990 годы.
Стихи размещены не в хронологической последовательности, 21
год жизни поэта - это скорее внутреннее, идейно-филосовское
единство. Оно имеет закодированное, скажем прямо, загадочно-
поэтическое отношение к внешне-исторической, общественно-поли-
тической деятельности.

3.Диктор /Шайбер/:

Имя человека, о ком идет, речь Георгий Садчиков. Это имя абсолю-
тно неизвестно не только в Германии. Большинству русских оно
тоже едва ли о чем говорит.
И это, несмотря на то, что сегодня в России людям творческим, и
прежде всего поэтам, дается более высокая оценка, им дается дань
глубокого уважения, больше, чем на Западе в последние десятилетия.
Но Георгий Садчиков - поэт. Литературный поэт высочайшего ранга.
Почему первый сборник стихов Садчикова появился именно в
Германии, в издательстве "Блауэ Хёрнер - Голубые Роги" в Марбур-
ге с оригинальными текстами и в переводе на немецкий язык, имеет
особое значение. В некотором смысле - это символичный факт.

Георгий Садчиков может и должен быть рассмотрен как символич-
ная фигура.

Тут необходимо сделать короткое пояснение.

Своеобразие сильнейшего кризиса, который потряс Россию в этом
столетии, и главным образом в последнее время, состоит в как никог-
да ранее тесном переплетении многочисленных проблем и противо-
речий, традиционно присущих ей в результате особой геополитичес-
кой ситуации и специфического исторического развития. Теснейшим
образом связана с такими древнейшими основными спорными вопро-
сами, как принадлежность к цивилизации или взаимоотношения
власти, духовности и народа, вновь разгоревшаяся борьба структур:
непримиримое противоречие между централизмом и полицентризмом
в мыслях людей, в устройстве государства, в становлении культуры.
Борьба, исход которой, определит судьбу России на столетия.
Полицентристская идея в ее сегодняшнем виде называется регионализ-
мом. Что это значит?
На протяжении почти 3-х столетий Россия состояла из трех абсолютно
не похожих друг на друга, различных по своей культуре, укладу жизни
и образу мыслей миров. Наряду с Санкт-Петербургом, который видел в
себе анклав европейской цивилизации и исходный пункт постепенной
интеграции в Европу, и Москвой, которая существовала как оплот древ-
нерусскоей традиции, защиты от западного влияния и национал-мис-
сианских притязаний, на бесконечные просторы двух континентов
простиралась русская провинция, которая особенно в советское время
стала жертвой беззастенчивой дискриминации и грабежа, а также не в
последнюю очередь массового переманивания всех умов и талантов,
так что даже признанные ключевые регионы в значительной степени
утратили не только свои культурные отличия, но и осознание своего
собственного культурного лица.

2. Диктор /Стихотворение в переводе на немецкий язык/

3. Диктор /Шайбер/

Лишь в 60-х годах появилось что-то вроде гражданской поэзии, что-то
вроде местной литературы, которая кажется хотя и пыталась с одной
стороны выступить против тотальной московизации политической,
культурной и экономической жизни, но с другой стороны отказывалась
от действительной региональной самостоятельности. Не случайно мно-
гие видные представители этого направления, как например, известные
за границей писатели Распутины и Белов, относящиеся к самым агрес-
сивным великорусским писателям.
И все же с некоторого времени по всей России смогло проложить себе
путь действительно сепаратистское движение. Его устремления выхо-
дят далеко за пределы экономического самоутверждения, социального
равноправия и права на участие в политических дискуссиях. Оно обра-
щено к более глубоким уровням сознания.
Немец, для которого само собой разумеется, что маленькие города,
такие как Веймар, Гейдельберг или Марбург, могут подняться до уров-
ня культурных центров мирового значения, едва ли может понять и
почувствовать то отчаяние, которое овладевает умными одаренными
людьми в убожестве русской провинциальной жизни.
В этой ситуации новый регионализм, который должен дань русским
народам не только осознание своей личности, но и полноценное исто-
рическое и культурное чувство собственного достоинства, не может
ограничиваться только заботой о краеведении и народном искусстве.
Действительное внутренне наполнение и внешняя значимость могут
быть плодом творческих устремлений и достижений, которые
выходят за рамки узкого провинциального мышления и ставят
региональную культуру как раз благодаря своим общечеловеческим
ценностям рядом с традиционной национальной культурой. Не случайно
глашатаи сепаратистской идей так охотно говорят сегодня о том, что
наивысшие эпохи расцвета европейской культуры должны быть благо-
дарны народам, которые не были объединены не в какой общенацио-
нальной государственности: классической Элладе, Италии эпохи
Возрождения, Германии эпохи поэтов и мыслителей.
Именно поэтому, именно в этом сверхрегиональном, выходящем за
рамки национального смысла и может быть оценен Георгий Садчиков,
как пожалуй, самый яркий представитель новой волго-русской духовности.
К этому он призван, кажется, не только благодаря своему таланту, но и
всем обстоятельствам его жизни.
Он родился 31 октября 1941 года в Чапаевске, маленьком невзрачном
городке на Волге, в котором, как он говорит, парили грязь, пьянство и
городской комитете КПСС. За три года до этого был арестован его
дедушка по материнской линии, и поэтому вся семья была в опале. К
тому же однажды в школе он спросил учителя по истории, почему в го-
роде нет хлеба, и с тех пор во всех его свидетельствах стояла пометка
"политически ненадежный". С той поры он ежедневно ощущал, как
опасно было задавать вопросы.
Когда в 1956 году большинство заключенных были освобождены, его
дедушка не вернулся: он исчез в лагере. В памяти Георгия на всю жизнь
сохранились картины его поиска. Холодной поздней осенью он вместе
с матерью, которая пыталась узнать что-то о своем отце, ходил из дома
в дом, стучал в двери вернувшихся из Гулага. Один из бывших заключен-
ных рассказал им о лагерной жизни и о жестоки наказаниях, которым
они подвергались за малейшие провинности. Этот человек с отморожен-
ногой стал для мальчика символом эпохи.

1. Диктор /Стихотворение на русском языке/.

2. Диктор /Стихотворение на немецком языке/.

3. Диктор/Шайбер/:

Хотя уже в школе литература был любимым предметов Георгия, он
вынужден был стать химиком и затем пять лет работать на различных
предприятиях. И только в возрасте 25 лет, предприняв множество усилий,
он поступил на философский факультет Московского Университета. Это
было время сильных волнений в умах людей, время интенсивных дискус-
сий о путях развития и возможностях России. Эти темы подробно обсуж-
дались в различных кружках, состоящих из представителей интеллигенции,
на частных квартирах и в тайных клубах, а также в уже процветающем
САМИЗДАТЕ.
Садчиков принимал активное участие в таких дискуссиях. Тем более
удивительным и значительным должно было стать его решение по
окончании учебы вернуться на свою волжскую родину, в глухую про-
винцию, отягощенную, как и прежде наследием сталинского времени.
Он относился к тем людям, которые, несмотря на все притеснения и
преследования не отказались от своих взглядов и пытались пробудить к
новой жизни гигантский творческий потенциал этого русского мира.
Садчиков начал свою преподавательскую деятельность в техническом
ВУЗе города Рыбинска, богатого традициями древнего города на верхней
Волге. Но свое истинное призвание он нашел окончательно в лиричес-
кой поэзии, несмотря на то, что его стихи из-за своего настроения,
содержания и стиля не могли быть опубликованы в тогдашней России.
Как и тысячи других, кто в подобных же условиях преследовали
аналогичные цели, сначала Садчиков оказывал влияние на узкий круг
друзей, но позже именно они сыграли значительную роль в переломе
80-х годов. /Краткая социологическая характеристика членов подобных
кружков./
Георгий Садчиков был отстранен от должности, в предъявленном ему
обвинение звучало: "хорошо замаскированный враг советской власти".
Чтобы зарабатывать себе на хлеб, поэт был вынужден работать сварщиком.
Как раз в этот период его лирическое творчество было необычайно интерс-
ным: появились многие из его самых зрелых, глубокомысленных и вырази-
тельных стихов, нашедших, по словам самого поэта, истинное понимание
и большой интерес у простых людей из его окружения.

2. Диктор /Стихотворение на немецком языке/.

3. Диктор /Шайбер/:

Говорит о популярности лирической поэзии 50-х - 60-х годов в России.
Никто не забыл, какую огромную роль играла известная плеяда молодых
лириков во главе с Евгением Евтушенко во времена так называемой "хру-
щевской оттепели". Называются имена московских бардов: Высоцкий,
Окуджава, Галич.
Георгий Садчиков написал свои лучшие стихи вдали от шума больших
городов. Оценивается знаменательным тот факт, что поэзия Садчикова
нашла отклик в его тогдашнем окружении. Она коренным образом
отличалась от лирики, к которой привык, которую любил и понимал
русский читатель.

1. Диктор /Стихи на русском языке/.

2. Диктор /Стихи на немецком языке/.

3. Диктор /Шайбер/:

Как парадокс расценивается тот факт, что внешне абсолютно не поли-
тическая поэзия Садчикова по крайней мере для интеллигенции обозна-
чала непосредственный политический протест. Говорится о господстве
коммунистической системы с ее "вездесущей идеологией" и "претензией
на абсолютное духовное господство", а также о "социалистическом реа-
лизме", как о "принудительной норме в литературе, изобразительном
искусстве и даже в музыке".
Когда в кругах российской интеллигенции появились стихи гуманистичес-
кого настроения и влияния, такие, как стихи Садчикова, это было
больше, чем вызов мертворожденной, чуждой жизни схеме "социалис-
тического реализма". Это был отказ, в истинном смысле слов, от всех
официально провозглашенных ценностей, от этого государства, этого
общества как таковых.
Конечно, было бы наивно предположить, что поэт не осознавал этот
психологический и политический контекст. Но его установка была
другого рода, нежели у уличных певцов или литературных диссидентов.
Он пытался глубокими человеческими ценностями пробудить глубокие
человеческие чувства. Но глубоко человеческие чувства подрывали
нечеловеческий режим. В этом и состоит его политический вклад.

2. Диктор./Стихи на немецком языке/

Характерным для Георгия Садчикова, как личности и поэта, является его
творчество в годы так называемой "перестройки". Уже в 1988 году ему
было разрешено возобновить преподавательскую деятельность, на сей
раз в педагогическом институте в Ярославле, областном центре на Волге,
недалеко от его постоянного места жительства, г. Рыбинска. Одновремен-
но с этим он оказался под влиянием практической политики. На местном
уровне теперь он играл важную роль, сначала в руководящей тогда и
очень уважаемой партии, Движении Демократических Реформ, позднее
как местный председатель дочерней партии, Союза Обновления. Приме-
чательно то, что в его лирическом творчестве нельзя обнаружить никаких
признаков этих перемен. Но Садчиков осознавал то, что как раз "его
искусство, только его искусство может достоверно передать эмоциональные
порывы, мотивы и тенденции в народе, и не просто передать, а влиять на их
определение и формирование".
В Марбургском сборнике указан год, а чаще даже точная дата, написания
каждого стихотворения. В первую очередь это делается с той целью,
чтобы конкретно и наглядно продемонстрировать непоколебимую вер-
ность Садчикова своему внутреннему призванию. Кроме этого, здесь
проявляется "непрерывность" русского образа мышления, чувств и
желаний, которая на фоне событий этих лет представляет собой сильный
фактор, который ни в коме случае нельзя недооценить.
Лирика Георгия Садчикова является также выражением этой "непрерыв-
ности, так же, как она выражает тоску по достойному человека будущему.
Не случайно название сборника: "И тогда посеял я новые семена". Не
случайна и цитата из биографии Садчикова: "У меня есть одна единствен-
ная мечта - увидеть мою Родину действительно абсолютно свободной. Я
буду счастлив, если мои стихи помогут этому".
Это высказывание было сделано в 1990 году. Последнее по времени напи-
сания стихотворение, включенное в сборник, датировано 4 августа 1990
года. Но это не говорит о том, что в лирическом творчестве Садчикова
наступил перерыв. Он относится к таким стихийным творческим натурам,
о которых говорится: Не он пишет стихи, они пишутся в нем.
Далее говорится о современной, и вполне возможно оправданной, озабочен-
ности в среде духовной элиты России той тенденцией, которая нашла
распространение особенно среди молодежи, и которая может быть
охарактеризована, как своего рода "американизация" образа мыслей и
жизненных позиций. Типичным для этого психологического феномена
является пренебрежение духовными интересами в угоду экономическим.
О глубокой твердой вере Г.Садчикова в русскую интеллигенцию, в рус-
ского человека вообще говорит тот факт, что несмотря на критическое
стечение обстоятельств он не уклонился от своего творческого духов-
ного склада.
Символичным, имеющим возможно культурно-исторические масштабы,
признается факт публикации сборника стихов Г.Садчикова в немецком
издательстве на двух языках.
О влиянии западно-европейской литературы на развитие и формирова-
ние русской поэзии, о взаимосвязи русской и немецкой лирики. /В ка-
честве примера приводятся имена Ломоносова, Жуковского, Пушкина,
Пастернака/. О разрыве этих связей, связанном со второй мировой войной.
В этой ситуации появление сборника стихов в Марбурге можно расцени-
вать, как призыв к возврату, обращенный к культурному самосознанию
двух европейских языковых сообществ, которые могут возобновить
большие лирические традиции. Это одна из первых попыток связать
разорванную связь времен.
Г.Садчиков оценивается, как глубоко оригинальный поэт, как личность
духовного ренессанса, несущий в себе пробуждение России и представ-
ляющий будущее своего народа и своей страны.



 
Hosted by uCoz